Аппортировка. Ее значение в комплексной оценке собаки
#1
Отправлено 19 January 2009 - 22:35
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#2
Отправлено 20 January 2009 - 08:11
Malitim (Jan 19 2009, 23:35) писал:
Пока дальше рассуждений никуда не пошло.
Вы создаете темы, прыгаете из одного в другое - а "воз и ныне там".
Определитесь.
#3
Отправлено 20 January 2009 - 09:18

Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#4
Отправлено 20 January 2009 - 09:22
Malitim (Jan 20 2009, 10:18) писал:

Много тем , а толку 0.
АППОРТИРОВКА БЕЗ ВОПРОСОВ
Ольга Гринь
Каждый имеет ту собаку, которую заслужил.
Х.Й. Сваровски
Общеизвестно, что дрессировка собаки требует от человека большого терпения, настойчивости и, безусловно, специальных знаний. Дрессируя ротвейлера, специальных знаний вам потребуется примерно столько же, сколько потребовалось бы при обучении собаки любой другой породы, а вот терпением и настойчивостью придется, конечно, запастись. Ротвейлеры, как правило, обладают очень сильным характером, они настойчивы и смелы от рождения. Их ярко выраженная индивидуальность и мощное "EGO" частенько ставили в тупик многих владельцев: пытаясь подойти к дрессировке своего подростка-ротвейлера стандартными средствами, они терпели фиаско, а у общественности формировалось мнение о ротвейлере, как об упрямой, тупой и недалекой собаке.
К счастью, это, конечно же, не так. Просто, взявшись за дрессировку ротвейлера, человек должен знать - ни шагу назад, если процесс дрессировки начат, бросать его ни в коем случае нельзя. Зато, обучив и подчинив себе ротвейлера, вы найдете в нем идеального спутника жизни - спокойную, уверенную в себе и близких ему людях, думающую и интеллигентную собаку...
Эта статья об обучении собаки аппортировке не случайна.В последнее время появилось огромное количество ротвейлеров без необходимой дрессировки, что ведет к деградации популяции породы в целом. Некоторые владельцы не дрессируют своих питомцев из-за неких ложных принципов: "Мне это не нужно - он (она) и так умный". Другие же, начиная тренировки, бросают их на полпути, столкнувшись с объективными трудностями (кстати, чаще всего с аппортировкой). В любом случае отмечу -дрессировать ротвейлера и сдавать экзамен по послушанию с ним необходимо. Это необходимо в той же мере, что и обучать наших детей в средней школе. Ротвейлер, вовремя не обученный правильному сосуществованию с человеком и подчинению владельцу, может стать большой проблемой для окружающих его людей и животных.
Итак, "апорт". Наиболее сложный в отработке и трудно усваиваемый собакой навык. Ко мне часто обращались и обращаются владельцы, собаки которых идеально лежат, сидят, стоят, подходят "ко мне" и идут вперед или на место, ходят рядом и преодолевают все мыслимые препятствия, но когда дело касается "апорта", собаки преображаются совершенно демоническим образом, отказываются стабильно выполнять сей коварный навык.
Именно на этом этапе у многих владельцев опускаются руки, и они прекращают занятия, так и не узнав, какое удовольствие они могли бы получить от безотказной аппортировки любых предметов своим питомцем.
Как известно, обучение собаки аппортировке проводится двумя способами:
- метод на основе игры;
- принудительный метод. Большинство людей пытаются обучать собак именно через игру, а точнее они предлагают собаке приносить предмет, играя с ним. Именно этот метод трактовался из поколения в поколение в российской системе дрессировки как основной. "Игровая" методика безусловно имеет право на существование, если занятия проводятся с совсем еще юной собакой, или если ваш пес врожденно неистовый аппортировщик. (Кстати, "неистовое" желание аппортировать встречается у ротвейлеров достаточно редко, т. к. у этой породы сильно развит прежде всего инстинкт охраны добычи - "Взял, спрячу, буду охранять".) В связи с этим мне приходилось встречать владельцев ротвейлеров, годами "играющих в апорт" со своими питомцами, но так и не достигших желанной цели. Обучение молодой и более взрослой собаки, тем более ротвейлера, с помощью игры представляется весьма сомнительным занятием по многим причинам: - собака будет приносить предмет, если
у нее есть настроение к игре, если нет — возможны любые отклонения от желаемого поведения;
- для достижения конечного результата "игровым" методом дрессировщику потребуется неопределенное количество времени — это могут быть месяцы или, в худших случаях, годы!
Гораздо более эффективным и доступным является "принудительный" метод, предложенный и описанный немецким кинологом Мостом более 60 лет назад. С тех пор и до наших дней ротвейлеров (и большинство других пород) на западе, в частности в Германии, обучают именно подобным образом. В некоторых оригинальных немецких источниках метод обозначается как "болевой" или "механический". Автор метода советует точно придерживаться последовательности действий и неукоснительно соблюдать их очередность. Лучший возраст для обучения собаки этим методом - от 11 до 18 месяцев. Между занятиями нельзя делать длительных пауз - заниматься следует 2 раза в день с начала до конца обучения.
Для начала следует проверить "восприимчивость шеи" животного. Для этого на собаку надевается удавка (мертвое кольцо) и производится резкий рывок вверх. Если собака никак не реагирует на это воздействие, следует повторить то же самое, надев строгий ошейник. В большинстве случаев для этого метода достаточно использования удавки, но иногда встречаются очень жесткие, слабовосприимчивые собаки, в этих случаях стоит прибегнуть к шипованному ошейнику. Обучение проводится строго поэтапно и включает в себя 5 фаз:
1 фаза. Собака сидит слева от обучающего в цепочке (строгом ошейнике) и на коротком поводке. Поводок - в левой руке дрессировщика, а в правой — аппортировочный предмет (наиболее удобна в этом плане деревянная гантель). После короткого и очень жесткого рывка поводком вверх собака открывает пасть. Точно в это время громко подается команда "Апорт!". После того как предмет оказывается в пасти, давление поводка тут же прекращается, и собаку интенсивно хвалят, одновременно поглаживая спинку носа и нижнюю челюсть, заставляя собаку удерживать предмет во рту. Подобный контраст показывает собаке: без апортировочного предмета - боль, с "апортом" - похвала и приятные ощущения. Удерживать предмет в пасти собака должна до 1 минуты. Потом подается команда "Дай", и предмет забирается. За одно занятие следует повторить воздействие 5-8 раз. Когда собака начнет осознанно удерживать предмет в пасти, следует немного подвигаться с ней на поводке "рядом".
Длительность первой фазы в среднем от 3 до 6 дней, но не более одной недели. В конце фазы собака, сидящая рядом с дрессировщиком, по команде "апорт" берет предмет в пасть и удерживает желаемое время.
2 фаза. Строится на первой и является ее продолжением. Поводок чуть натянут вверх в левой руке обучающего. Правой рукой предмет показывают собаке на расстоянии 10 см на высоте ее глаз. Она должна схватить предмет по команде "апорт" самостоятельно.
3 фаза. Обучающий держит собаку за поводок снизу левой рукой, а правой показывает ей предмет в 20 - 30 см от земли. Собака должна немедленно схватить предмет по команде "апорт".
4 фаза. Близка по сути к третьей. Поводок провисает свободно. Правой рукой апортировочный предмет удерживается за один конец, другой уже касается земли. Угол между землей и предметом приблизительно 45 градусов. По команде "апорт" собака безотказно берет предмет.
5 фаза. Предмет бросают на землю на расстояние 50 см (не более 1м). По команде "апорт" собака берет предмет и подносит владельцу.
Закрепив собаку в пятой фазе, прибегают к усложнению навыка - увеличивают дальность броска предмета, обучают собаку преодолению различных препятствий с предметом и т.д.
При интенсивных тренировках (2 раза в день) этим методом успех приходит обычно через 2 недели, шлифовка и совершенствование завершаются еще через 1-2.
Таким образом, описанный метод обеспечивает владельцу следующие гарантии:
1. Надежная и "чистая" апортировка.
2. Достижение желаемой цели в кратчайшие сроки.
3. Выполнение навыка при любых условиях.
От себя лично могу добавить, что на жестких, с низким порогом агрессивности ротвейлеров, особенно кобелей (были в моей практике и такие) подобный метод влиял подобно смирительной рубашке. "Поставленные" на апортировку этим методом, они становились в целом более покладистыми и управляемыми, а в исполнении навыка зарекомендовали себя просто блестяще.
Вот коротко и все об основных принципах старинного и в то же время очень современного немецкого способа Моста.
Возможно, что у любого владельца и дрессировщика найдутся свои, опробованные и интересные методики, позволяющие достичь оптимального эффекта при обучении. Но если описанный здесь опыт поможет кому-то справиться с неразрешимой ранее проблемой апортировки в кратчайшие сроки - превосходно! Но важно самое главное - никогда не останавливайтесь в работе с собакой на полпути, ваш ротвейлер не простит слабости и лени. И помните - "Вы достойны той собаки, которую заслужили!"
Удачи и успехов!
Из журнала "Ротвейлер" № 1 ( 13 ) / 2001
#5
Отправлено 20 January 2009 - 09:28
Я создаю темы, которые мне интересны, я же не виновата, что многим они не интересны, но ведь кто то же отписывается в них, значит есть смысл их создавать.
Все это флуд...
Что вы думаете по поводу аппортировки?
Enigma Shakira Это немного не то...

Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#6
Отправлено 20 January 2009 - 09:31
Когда в 1973 году я повел свою первую собаку на курс дрессировки, апортировка всегдa представлялась дрессировщикам как самостоятельное упражнение. Без компетентного руководства на успех, конечно, рассчитывать не приходилось. После того, как я эту собаку продемонстрировал на испытаниях и турнирах, в упражнениях по апортировке всегда отмечался высокий процент вычета баллов. Я был еще начинающим собаководом и проводил тренировки всегда в одном и том же месте - на дрессировочной площадке. Ситуация казалась мне безнадежной, и в качестве последнего выхода выбран был принудительный метод. Тогда этот метод был распространен еще шире, и требуемые упражнения по послушанию собаки в основном показывали не так радостно, как мы хотим это видеть сегодня.
Благодаря своей деятельности в качестве помощника по службе Шутцхунд, я наблюдал на многих дрессировочных площадках многочисленные методы обучения к пришел к выводу, что имеется множество методов, ведущих к успеху. Каждый дрессировщик должен выбрать метод, который ему понятен и подходит. Если метод или часть его не понятны, или он по характеру кому-то не подходит, то нельзя передать его собаке с полным доверием.
Важность аппортирования
У дикой собаки. Поскольку в обучении собаки мы постоянно сталкиваемся с ее инстинктами, я также затрону этот вопрос. Волк и дикая собака дают нам сведения об этом поведении. Они не окультурены и не смогли бы выжить без инстинктивного поведения. Напротив, окультуренная домашняя собака, унаследовав инстинкты от своих диких предшественников, показывает их нам не так отчетливо. Она регулярно получает от "вожака" или "члена стаи" достаточно питания, не ища добычу и не охотясь на кого бы то ни было. Воспитывающей щенков суке также не нужно заботиться об охоте для их прокорма. Голод взрослого волка, его подсосных щенков и несамостоятельных подростков - вот раздражители для "включения" инстинкта охоты и поиска добычи. Вожак стаи определяет, когда, на что и как ведется охота. Каждый член стаи усваивает, какую задачу он должен выполнять во время охоты. Вожак стаи определяет время нападения и конкретное животное в качестве добычи. Участники охоты распределяют отведенные им задачи затравливания и поражения добычи. Настигнутое животное бескомпромиссно убивается, встряхивается и потрошится (проявление инстинкта добычи). Вожак руководит и распределением добычи. Каждый кусок добычи теперь энергично защищается (агрессия). Части добычи апортируются членами стаи на стоянку, где частично передается щенкам и подросткам (инстинкт сохранения вида). Среди молодых особей добыча снова перераспределяется, поскольку среди них также уже господствует твердая субординация (социальное поведение). Даже среди играющих щенков с пятой недели жизни наблюдалось это поведение с имитацией добычи (игра с деревянной палочкой). Изо всех этих видов поведения ясно, что преимущество отдается не полному насыщению, а в первую очередь сохранению вида. Не всегда возможно говорить только об одном каком-либо инстинкте. Часто один инстинкт становится раздражителем для проявления другого.
У потребительской охотничьей собаки. Оберлендер в своем труде "Дрессировка и управление потребительскими собаками" сказал о его задаче: "Настоящее произведение обязано своему появлению любви к дичи! Оно написано с целью указать ухаживающему за животными охотнику путь, по которому он может готовить свою собаку с целью разностороннего охотничьего использования, который делает верного товарища по охоте способным отвечать самой прекрасной и идеальной задаче, а именно предохранить раненую дичь от медленного, мучительного умирания и передать ее в кратчайшие сроки в руки охотника." Далее Оберлендер говорит: "Собака должна научиться понимать апортирование не как игру, а как священную обязанность." Эти высказывания великого мастера не оставляют никаких сомнений в важности апортирования. Подумать только, сколько дичи пропало бы и превратилось в падаль без надежных апортировщиков - охотничьих собак!
У собаки для поиска наркотиков. Этих собак готовят с самого детства, используя их склонность к апортированию. Сталкиваясь с предметами любого вида, эти собаки как одержимые стремятся сделать их своей добычей и апортировать. При выборе предметов для обучения следует придавать большое значение их разнообразию по внешнему виду и запаху.
У собаки-поводыря слепого. Эти собаки должны быть также хорошо обучены апортированию, чтобы вовремя поднять и принести слепому связку ключей или палку.
Для неохотничьей пользовательской собаки. Как видно из положений Австрийского национального клуба собаководов 1990г, собака Шутцхунд-1 вряд ли может выдержать испытания без апортирования (25 баллов), а в ШХ-2 совсем не может выдержать (40 баллов).
Развитие апортировочных реакций от щенка до молодой собаки
Заводчик должен взять за правило начиная с 5-6 недель развивать у отдельных щенков инстинкт добычи и апортирования. Так как каждый ответственный заводчик по возможности много занимается со своими щенками, это занятие полезно и целесообразно. Щенок выходит из питомника без больших отклонений, если имеет возможность ежедневно по несколько раз находиться в саду, мимо которого проезжают автомобили, так он привыкает к новой местности с ее звуками. Здесь мы и начинаем нашу игру в добычу. Сначала позволяем щенку некоторое время походить вокруг, понюхать и расслабиться. Если через некоторое время мы заметим, что он скучает, воспользуемся этой возможностью и привлечем к себе его внимание. Если же он попытается заняться другими делами, ласково позовем его и будем бегать вокруг него небольшими прыжками. Возьмем старый завязанный узлом носок, платок или подобный предмет, который щенок может хорошо взять и кусать, и будем перемещать этот предмет не слишком быстро взад и вперед перед щенком. Уже через некоторое время щенок будет его обнюхивать и тащить. При этом наше сопротивление щенку не должно быть слишком большим, так как у него еще недостаточно крепкие зубы. После того, как щенок несколько раз потянул за предмет, мы позволим его "вырвать" из рук, и небольшими прыжками побежим от щенка в обратном направлении. При этом мы будем окликать его и слегка хлопать в ладоши. Когда щенок радостно и гордо подойдет со своей добычей, мы ласково потреплем его рукой и ободрительно командуя "Бринг", снова на мгновение потянем за предмет, чтобы он его всегда крепко держал. Цель этой фазы заключается в том, чтобы научить щенка получать от нас предмет и приносить его нам. Эту игру в добычу мы покажем также новому владельцу щенка, с тем, чтобы он мог продолжить эту игру.
Впоследствие мы начинаем использовать также другие предметы, такие как резиновые мячи, куски шланга, деревянные палки и т. д. Когда же молодая собака научится послушно приносить предметы, мы начинаем бросать их. Пес, конечно, сразу же побежит и схватит. Мы будем снова и снова ласково подзывать его, приглашая с предметом высоко прыгать на нас, так как это развивает радость, доверие и быстроту работы. Забирая предмет, мы пока не применяем команду "Аус", поскольку достаточны уже щелчок пальцами или короткий свист.
Так как молодая собака быстро понимает очень радостную для нее ситуацию с апортировкой, нам не нужно больше предварительно с ней играть, и сам вид предмета становится достаточным для того, чтобы за ним бежать, взять его и принести нам, где происходит всегда победная для него борьба за предмет.
Ошибки, которых следует избегать при развитии апортировочных реакций.
Хотя это и экономит время, если владелец одновременно занимается со всем пометом, однако постоянно присутствуют щенки, которые не могут добиться своего в стае и победить, и, таким образом, у них почти нет возможности подойти к предмету. Также щенок, который схватил предмет, редко имеет возможность с ним пробиться к нам, так как его прогоняют однопометники. Кроме того, неправильно сразу, вынув щенка из гнезда, приставать к нему с предметом, ведь ему требуется время, чтобы освоиться.
Для того, чтобы у щенка установилась связь: "занятие с предметом - занятие с нами", важно, чтобы он завоевал у нас предмет в процессе игры в добычу. Если бы мы бросали предмет в самом начале занятий, могло бы случиться так, что щенок убегал бы от нас с этим предметом, так как у него еще нет опыта игры с нами и победы над нами. Так как зрительные рефлексы щенка не особо развиты, есть возможность, что он и не заметит предмета. Кроме того, важно, чтобы мы постоянно убегали от щенка, т. к. если мы будем бежать за ним, то убегать будет он. Игра щенка с предметом, который он принес, также очень важна, иначе он принесет предмет, выплюнет и будет ждать следующего броска.
Когда нашей собаке уже 9-12 месяцев, независимо от игры в апортировку начинаем заниматься упражнением "Подход к дрессировщику", необходимым для выполнения приема "Апортировка". После того, как собака овладела упражнением "Укладка с отвлечением", сочетаем это упражнение с подзывом, Из основной стойки проходим с собакой примерно десять шагов нормальным шагом, укладываем собаку, проходим еще 20-30 шагов, останавливаемся, поворачиваемся и после короткой паузы подзываем собаку. За эту короткую паузу мы вынимаем из кармана мяч или приманку и перемещаем ее на видимой для собаки высоте груди. Собака быстро и радостно будет подходить, чтобы получить от нас мяч или лакомство. Мы сразу же дадим их ей. От посадки перед дрессировщиком пока откажемся, главное, чтобы собака научилась быстро и радостно подбегать к нам, И только позднее научим собаку усаживаться перед нами, тогда как пристегнутый поводок волочится за ней. Только теперь мы передаем собаке мяч или лакомство. Точно так же поступаем, переводя собаку в основное положение у ноги. Однако нужно помнить о том, что мы не всегда соединяем части упражнения в одно целое. Собака не должна всегда садиться перед нами, а также всегда ставиться к ноге, иначе она возможно станет более медлительной при подзыве. Итак, всегда помните о быстром и радостном подходе и только от случая к случаю тренируйте "посадку перед дрессировщиком" и "приведение к ноге"!
Свободный прыжок через живую изгородь высотой 80 и 100 см и взятие глухого наклонного забора мы отрабатываем также независимо от апортировки. Наиболее приемлем для обучения разборный барьер. Начинаем с маленькой высоты. Взяв собаку на поводок длиной 2 м, мы не слишком быстро подбегаем с ней к барьеру и перепрыгиваем его, собака последует за нами без проблем. Если она этого не делает, мы можем перебросить через барьер мяч, который побудит собаку к прыжку. Если собака по команде "Хопп!" перепрыгнула через барьер, мы ее хвалим и бежим в этом направлении дальше, и после короткой паузы делаем то же самое в обратную сторону. Поводок служит для того, чтобы собака не могла обежать препятствие. Ни в коем случае нельзя подтягивать собаку поводком вверх, так как это может привести к отказу от работы. Впоследствие, подбегая к препятствию, обегаем его сбоку, чтоб собака уже прыгала одна, в обе стороны. Когда она этому научится, можно понемногу увеличивать высоту препятствия. Если она и с этим справится, встанем перед барьером с собакой на поводке в основную стойку, вместе с командой "Хопп" подбежим к барьеру, не обегая его, и когда собака прыгнет, с повторной такой же командой позволим ей прыгнуть назад. В качестве помощи можем постучать по барьеру. Теперь сокращаем количество шагов, которые мы пробегаем до барьера вместе с собакой, до тех пор, пока собака не будет выполнять по одной команде прямой и обратный прыжок, а мы будем абсолютно спокойно стоять перед барьером в основной позиции.
Посадку перед дрессировщиком и приведение к ноге мы отрабатываем так же, как в упражнении "Укладка в сочетании с подзывом". Теперь мы уже можем перейти к прыжкам через живую изгородь, прибавляя высоту. Мы можем также позволить собаке после какого-либо упражнения совершенно непринужденно, мимоходом перепрыгнуть барьер, что очень стимулирует готовность к прыжку. Когда собака овладела свободным прыжком, то наклонный барьер ставим более полого, чем обычно (130-140 см высотой) и учим собаку на поводке бегать через нее. Если собака по команде "Хопп" выполнит обратный прыжок через упрощенную наклонную стену, будем делать ее все круче и круче. Прием не составляет проблем для собаки, выполняющей обратный прыжок.
Цель
Апортировка, согласно Правилам испытаний, должна осуществляться:
Аппортировка принадлежащего дрессировщику предмета по плоской земле.
Команды: "Бринг", "Аус", "Фусс". Свободно сидящая рядом со своим дрессировщиком собака по однократной команде "Бринг" должна быстро подбежать к предмету, брошенному заранее на расстояние около 10 шагов, сразу взять его и принести своему дрессировщику по самой короткой дороге, сесть вплотную перед ним и держать предмет в пасти, пока дрессировщик после короткой паузы не заберет его у нее по команде "Аус". По команде "Фусс" собака должна быстро сесть у левой ноги дрессировщика. Наряду с предметом, принадлежащим дрессировщику, можно использовать и палку. Дрессировщик должен оставаться в основной стойке до тех пор, пока собака не отдаст предмет и не сядет у левой ноги.
Аппортировка принадлежащего дрессировщику предмета в свободном прыжке через живую изгородь высотой 80 см и шириной 150 см.
Команды: "Хопп", "Бринг","Аус","Фусс". Дрессировщик встает на соответствующем расстоянии перед барьером, в то время как собака свободно сидит у его левой ноги. Наряду с принадлежащим ему предметом, дрессировщик может использовать для броска и палку. По команде "Хопп - Бринг" собака должна в свободном прыжке, не касаясь препятствия перепрыгнуть через него, сразу схватить предмет, в обратном прыжке принести его дрессировщику, сесть вплотную перед ним и держать предмет в пасти до тех пор, пока дрессировщик после короткой паузы не заберет предмет по команде "Аус". По команде "Фусс" собака должна быстро сесть у левой ноги дрессировщика. Команда "Бринг" должна отдаваться прежде, чем собака подойдет к предмету.
Ошибки собаки. Неровное положение у ноги, движение без команды, перепрыгивание через предмет, нерешительное взятие предмета, игра с предметом, его жевание, бросание на землю, не быстрый и нецеленаправленный бег к предмету, слишком медленный подход к дрессировщику, неотдавание или трудное отдавание предмета, неправильная посадка перед дрессировщиком, медленное движение к ноге, касание препятствия, отказ от прыжка.
Ошибки дрессировщика. Посыл собаки ранее, чем предмет спокойно лежит, физическая помощь собаке, дополнительные команды, неправильные команды, изменение основного положения, слишком короткие паузы или отсутствие пауз между посадкой собаки с предметом, его забиранием и приведением собаки к ноге, команда "Бринг", когда собака находится уже около предмета.
Подстраховка собаки при аппортировке.
Поскольку наша собака обучена апортировке игровым методом и обращение с апортом имеет для нее все большее положительное значение, подстраховка путем послушания часто получается очень быстро.
Пауль Куфнер в своей книге "Практика дрессировки в словах и иллюстрациях подробно и доходчиво для каждого собаковода-любителя описывает апортировку послушной собакой. Так как я применял этот метод уже на нескольких собаках разных пород, я могу его рекомендовать далее. Чисто принудительный метод дрессировки я отклоняю потому, что им владеют только отдельные дрессировщики.
Не следует самим проделывать это на собственной собаке, ибо доверие ее от этого сильно страдает. Хотя большинство обученных этим методом собак уверенно апортируют, но медленно и без особой радости. При послушной апортировке собака усваивает отдельные фазы с пониманием и без ненужного принуждения.
Каждая фаза начинается с уже усвоенного собакой, так что путем повторения возникает однозначная связь. Чаще всего после игровой апортировки необходимо подкорректировать лишь некоторые фазы, чтобы подготовить надежного апортировщика.
На первой фазе собака приводится в исходное положение на двухметровом поводке, который свободно свисает вниз и фиксируется ногой, чтобы собака не отбежала. Левая рука сладит голову собаки, правая держит апорт. Теперь у собаки медленно, под ободряющую команду "Бринг" открывают пасть и правой рукой вкладывают туда апорт. Большой палец придерживает апорт, остальными пальцами мы ласково почесываем нижнюю челюсть собаки. Все это без принуждения и давления. Левой рукой продолжаем гладить голову собаки. Через несколько секунд мы с командой "Аус"' забираем апорт. Цель достигнута, если собака несколько секунд спокойно удерживает предмет. Это надо отрабатывать по несколько раз ежедневно. Лучше всего утром и вечером, и не на дрессировочной площадке, а в привычном собаке месте. После каждого упражнения собаке предоставляется отдых, когда мы играем с ней для того, чтобы она расслабилась для следующего упражнения.
Вторая фаза начинается с повторения упражнения предыдущего дня. После очередной игры мы вновь возвращаем собаку в исходное положение. Левая рука держит совсем коротко поводок, правая - апорт вблизи морды собаки. Короткие рывки поводка с твердо произносимым "Бринг" и надавливание апортом побуждают собаку открыть пасть. Правой рукой вкладываем апорт в пасть. Как только собака взяла предмет, поводок ослабляем, а собаку хвалим и гладим. Через несколько секунд предмет забираем, как в фазе 1, и щедро хвалим собаку. Если собака не удерживает и роняет предмет, начинаем упражнение заново. Несколько повторений необходимы для того, чтобы собака связала команду с открыванием пасти и удержанием предмета. После каждого упражнения необходимы разрядка и отдых. Заниматься нужно ежедневно 2-3 раза.
Третья фаза начинается как первая, затем после разрядки повторяем задание предыдущего дня и опять разрядка. Итак, собака снова сидит в исходном положении, левая рука коротко удерживает поводок, правая - апорт. Твердо произнесенное "Бринг" с соответствующим рывком поводком должно теперь побудить собаку схватить предмет из нашей руки. Если она схватила его и крепко удерживает, то снова гладим по голове и всячески поощряем. После отдыха повторяем упражнение, только теперь оставляем предмет в пасти собаки несколько дольше, встаем перед собакой и идем с ней несколько шагов спиной вперед, причем при вставании собаки мы придерживаем ее под нижнюю челюсть, чтобы она не обронила предмет. Пройдя несколько шагов, позволяем собаке сесть и обычным приемом забираем у нее предмет. Щедро похвалить! Если при несении предмета собака его уронит, нужно начать упражнение с самого начала. Заниматься несколько раз в день.
Четвертая фаза начинается с последнего упражнения предыдущеге дня, только предмет мы уже держим не у пасти собаки, а примерно на 20 см ниже. Чаще всего, достаточно уже твердо произнесенного "Бринг", и собака молниеносно выхватывает апорт. Если этого не происходит, мы поддерживаем ее рывком поводка. Мы позволяем ей крепко удерживать предмет 10 сек и затем забираем его обычным способом. После щедрой похвалы и отдыха повторяем упражнение, но предмет держим ниже и дальше (30 см). Удержание предмета до 20 сек. Если собака уверенно держит предмет, нужно пройти с ней до 10 шагов, посадить и забрать предмет, как обычно. Повторять несколько раз в день.
Пятая фаза. Собака снова сидит в исходном положении, правая рука держит предмет перед головой собаки. Если по команде собака не сразу хватает его, то повторная команда следует с рывком поводка. Не позднее, чем в этой фазе, мы отучаем от жевания предмета. Если собака жует предмет или перед его отдаванием становится беспокойной, мы устраняем это командой "Бринг" с рывком поводка. В последующих упражнениях мы держим предмет все ниже над землей. Собака по команде должна сразу хватать его и проносить несколько шагов, после чего следует её усаживание и забирание предмета.
В шестой фаземы заставляем собаку с самого начала хватать предмет сверху вниз. После последнего упражнения предыдущего дня и паузы для отдыха мы усаживаем собаку в исходное положение, держим предмет правой рукой на земле, а левой подводим к нему на коротком поводке собаку. Правой подносим предмет к собаке. Если собака не берет по команде предмет, получает рывок поводка. Отрабатываем несколько раз в день.
Седьмая фаза. Собака берет предмет из исходного положения сверху вниз. Закончив упражнение, приводим собаку в исходное положение и бросаем предмет на расстояние примерно 5 шагов. На коротком поводке ведем собаку в направлении предмета. Незадолго перед тем, как собака подойдет к предмету, подаем команду "Бринг", если требуется, то следует рывок поводка. Если собака берет предмет, мы проходим несколько шагов, затем сажаем, заставляем подержать несколько секунд и забираем. Тренировать 2-3 раза в день.
Восьмая фаза. Заставляем собаку снова брать предмет сверху. Забирая предмет, всегда сначала браться за него и только потом забирать. После паузы сажаем собаку в исходнее положение, бросаем предмет и бежим с собакой к нему. При подбегании собаки к предмету подаем команду "Бринг". Схватившую предмет собаку сажаем, хвалим и забираем апорт.
Девятая фаза. Для подстраховки мы теперь используем поводок длиной 10 м. Сидящей в исходном положении собаке бросаем предмет примерно на 10 шагов, подбегаем к нему близко за собакой, подаем команду, после взятия предмета отбегаем назад. Если собака хорошо усвоила упражнение "Подход", то и с предметом не будет никаких проблем. Если же подход не чистый, мы должны это исправлять не в упражнении "Апортировка", а только в упражнении "Подход", Движение вместе с собакой мы постепенно от упражнения к упражнению будем сокращать, пока не будем уже оставаться в исходном положении. Если же собака хоть раз будет с трудом отбегать от нас, снова пробежим с ней несколько шагов.
Если собака срывается сразу после броска, позволяем ей это делать. Несколько упражнений в день.
Десятая фаза. Собака сидит в исходной позиции с 10-метровым поводком. Она научилась сразу же по команде "Бринг" быстро приносить предмет кратчайшим путем и садиться с ним перед дрессировщиком. После небольшой выдержки мы по команде "Аус" этот предмет забираем и командой "Фусс" приводим собаку к ноге. Если собака срывается за предметом без команды, это легко устранить. Берем собаку в исходное положение, подаем команду "Зитц" и становимся наискосок перед собакой. Постоянно держа собаку в поле зрения, бросаем предмет на 8-10 шагов и сами приносим его назад. Уже через несколько повторов собака будет сидеть при броске спокойно. Теперь постепенно будем уменьшать помощь от нашего стояния наискосок. Если собака сидит спокойно, можем разрешить ей принести предмет. Впрочем, нам нужно будет от случая к случаю самим приносить предмет. Неправильно удерживать собаку за ошейник, поскольку стремление броситься вслед от этого будет только увеличиваться. Вот этим заканчивается обучение апортировке по послушанию. Если эти навыки будут надежно привиты, собака будет выполнять прием надежно, быстро и радостно. С барьером также не будет трудностей, только приучим прыгать с предметом в пасти. Занимаем с собакой на поводке исходное положение перед живой изгородью, заставляем собаку взять сверху предмет, как в фазе "5", подбегаем с командой "Хопп" к барьеру. Когда собака перепрыгнет, сразу же опять даем команду "Хопп" и стучим по барьеру, что побудит к обратному прыжку. Мы отбегаем еще на несколько шагов назад, заставляем собаку сесть с предметом перед нами и затем его забираем и приводим собаку к левой ноге. Трехметровый поводок мы при необходимости можем использовать для коррекции, если собака попробует обегать барьер. Однако при прыжке с предметом не должно быть много исправлений, эти ошибки должны устраняться в прыжках без апортирования. Если описанные выше прыжки с апортом удадутся, мы повторяем упражнение после коротких пауз для отдыха еще несколько раз. В последующие дни мы постепенно сокращаем помощь собаке. Начинаем с того, что больше не хлопаем по барьеру, затем больше не бежим вместе с собакой к барьеру и не бежим обратно после обратного прыжка. В заключение мы доводим высоту живой изгороди до 1 м. Этот же метод мы применяем на наклонном глухом заборе. Заключительный игровой бросок предмета не повредит, поскольку собака очень четко делает различие между игрой и точной работой. Игровое принесение палочки в большинстве случаев развивает способность к апортировке. Собака от щенка до полностью подготовленного апортировщика ни на одной стадии подготовки не испытывает давления или принуждения. Апортировка, тренируемая небольшими частями, развивает трудолюбие. Время, затраченное на апортировку, с лихвой вознаграждается результатами испытаний. Если наша собака безупречно выполняет апортирование, включая прыжки, то в ШХ-2 и ШХ-3 мы уже добились 40% подчинения!
Об авторе
Карл Кюрер, кандидат в судьи по дрессировке
перевод А.Шиловой
Статья с сайта www.oliris.ru
#7
Отправлено 20 January 2009 - 09:36
А можно ли в этом навыке проследить хоть какие то рабочие качества собаки? Если нет, то для чего это упражнение включено во ВСЕ нормативы дрессировки?
Кто что ДУМАЕТ по этому поводу?
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#8
Отправлено 20 January 2009 - 09:40
Malitim (Jan 20 2009, 10:36) писал:
А можно ли в этом навыке проследить хоть какие то рабочие качества собаки? Если нет, то для чего это упражнение включено во ВСЕ нормативы дрессировки?
Кто что ДУМАЕТ по этому поводу?
прочтите Важность аппортирования внимательнее.
А если больше интересно - скопруйте ссылку.
#9
Отправлено 20 January 2009 - 09:56
На мой взгляд в аппортировании на первое место ставится именно отношения в тандеме собака-проводник. В этом упражнении четко прослеживается на чем сделана собака - на подавлении, на мотивации, насколько высока мотивация, насколько хорош контакт собаки с проводником. Я считаю, что здесь можно увидеть даже то, насколько доминантна собака.
Предлагаю порассуждать именно в этом направлении.
Кто что ДУМАЕТ?
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#10
Отправлено 20 January 2009 - 10:27
ВОПРОС! - собака была сделана без принуждения и теперь она не желает апортировать предметы которые ей не нравтся - например стекло. железо таскает, ледяные куски таскает, камни носит, а стеклянные бутылки нет. и у меня нет возможности заставить ее это сделать, потому как механизма принуждения нет. Пытаюсь сделать апортировку на механике. все по теории - строгач, рывок - открывает пасть вкладываем апорт отпускаем хвалим. Пока добились резкого снижения желания ваще со мной сотрудничать. Кстати в статьях советуют механичческую апортировку делать не хозяину)))) а то собак обидится))
Есть ли какие то волшебные варианты??? из личного может быть опыта, потому что общепринятые методики я изучила.
Какова по вашему из вышесказанного комплексная оценка собаки?
#11
Отправлено 20 January 2009 - 10:53

С чего Вы начинали? Какие предметы использовали на начальном этапе?
Со всеми своими собаками при обучении аппортировке никогда не зацикливаюсь на одних и тех же предметах. На каждом занятии они разные, а команда одна. Поэтому впоследствие у меня никогда не возникает проблемы, что собака что-то не берет.
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#12
Отправлено 20 January 2009 - 11:32
Апорт первоначально ставился на что угодно. бутылки пластиковые палки, перчатки мячики, сложенный поводок. стекло не пробовали. я бы может и не узнала бы никогдв что собака стекло не возьмет, пока однажды на площадке не стали пользоватся гантелей трехкилограмовой в качестве апорта. с ней выполняет. думаю с чем бы еще попробовать... стала пробывать с сумкой, рукавом, всем чем ни попадя. а бытылку не берет. Меня это удивило, теперь вот пытаюсь этот бзик преодалеть)) Ни для чего, просто интересно)
#13
Отправлено 20 January 2009 - 13:09
Lena_Q (Jan 20 2009, 12:32) писал:
Так давить совсем не нужно! Нужно просто немного подумать


Lena_Q (Jan 20 2009, 12:32) писал:
мне кажется, здесь Вы делаете ошибку

Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#14
Отправлено 20 January 2009 - 15:00
Как поднять мотивацию? например? Собака не пищевик, работаем за игрушку. Мой выход из этой конкретной ситуации - смена занятия. помогает на 100%. а в случае с апортировкой стекла??? она отказывается и что? мои действия в этом случае?
#15
Отправлено 20 January 2009 - 16:34

Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#16
Отправлено 20 January 2009 - 16:42
То есть я не смогу просто своим уходом донести до собаки мысль, что это наказание. потому предполагаю что по возвращению собака не изменит своего поведения. просто потому что не поймет. тогда нелогично наказывать собаку неигранием и уходом с площадки.
С точки зрения моей собаки ситуация выглядит так - команда апорт на стеклянную бутылку, собака пробует, роняет, я недовольна, говорю НЕТ, пробую снова, не получается, привязываю ухожу - ОК, так мы отрабатывали команду жди, она ее знает, садится вперивает взгляд, ждет. я возвращаюсь, опять апорт, опят отказ.
#17
Отправлено 20 January 2009 - 19:19
Расскажу на своем примере.
Моя первая малинуа аппортировку делала четко, быстро, любой предмет, НО... не давала в руки. Поначалу я внимание на этом не заостряла, но потом решила, что порабы уже собаке и совесть знать и на чать делать упражнение без выпертов. Поставила для себя цель - получить предмет В РУКИ!
На это у меня ушел МЕСЯЦ! Весь этот меся мы с псицой больше НИЧЕМ не занимались. Только аппортировкой.
Тактика выбрана была примерно такая же, какую я предло жила Вам. Никакой игры до тех пор, собака не подаст предмет В РУКИ! Нужно сказать, что собака была просто повернута на игре со мной, не просто с предметом, а именно со мной.
Первую неделю Псица просто тупила и гнула свою линию (принесла, положила у ног, ждет), а я свою (один раз "аппорт" - не подала в руки - свободна до новых встреч, пристегивается поводок, собака идет домой и НИКАКИХ ИГР! ВООБЩЕ!) На второй неделе мысли зашевелились, собака начала ДУМАТЬ! Она растерялась и показывала мне весь свой репертуар знаний, но игры с моей стороны не было. В конце концов совершенно случайно на очередной попытке она ткнула игрушкой мне В РУКИ. Я взяла предмет. И ТУТ же я очень сильно обрадовалась, очень эмоционально похвалила и очень активно поиграла с ней. Мали была удивлена и озадачена.
На следующий день картина повторилась. Аппорт - принесла- положила у ног. На этот раз я ей дала второй шанс , раскрыла руки и просто стала ждать. через пять минут предмет был у меня в руках. И снова эмоции и игра. После этого псина полностью связала подачу предмета в руки с моим восторгом и активной игрой. Рецидивы случались все реже и реже и к концу месяца собака подавала предмет четко В РУКИ!
Почему я выбрала такой трудоемкий и долгий способ? Потому что собака была "мягкая" и зажималась от практически любой коррекции. Начинала выпучивать глаза и тупить.
Это я к чему? к тому что сложившуюся привычку, а у вас у собаки на мой взгляд именно привычка вставать бычком и ничего не делать, несложно, но очень долго искоренять. Нужно терпение.
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
#18
Отправлено 21 January 2009 - 10:42
сидим дома в кресле, собака передо мной. даю апорт. команда ДЕРЖИ, собака взяв, тут же пытается бросить, я успеваю подхватить с командой ДАЙ, эмоции, восторг, похвала. Опять даю - ДЕРЖИ, начинает показывать желание бросит - перехватываю, ДАЙ. Таким макаром раз пять семь, - окончили, все гуляй. занимались пару недель, каждый день, постепенно увеличивая время между командами ДЕРЖИ-ДАЙ. собаке 4-5 месяцев.
Только после этого, пробуем команду АПОРТ. Кидаю, собака бежит, хвататет, несет, пытается бросить по дороге - Команда ДЕРЖИ!!!!. подходит и мы без обхода, просто на расстоянии руки - беру палку, нисколько не тяну на себя. ни ни.. это важно - команда ДАЙ. собаке чтобы выполнить нада немного отодвинуть голову. Взяла палку - похвала до экстаза))))
Только после этого начинаем отрабатывать нормативный вариант. Команды - АПОРТ, пока несет - ДЕРЖИ, руками обвожу вокруг себя, усаживается, все это со словами ДЕРЖИ ДЕРЖИ... и после мааленькой выдержки - ДАЙ. затем лишние команды потихоньку редуцируются. Вариант который меня устроил у нас был где то к 10 примерно месяцам.
#19
Отправлено 21 January 2009 - 10:59
#20
Отправлено 21 January 2009 - 13:20
Сейчас мой 9мес. щенок все понимает очень быстро, буквально в процессе одного занятия, но теперь у нас с ним это СИСТЕМА. Поэтому таких длительных периодов неигры у нас нет. Но я повторюсь - это СИСТЕМА. Он к этому привык, он живет в этой системе. К тому же все послушание сделано (не до конца, конечно) без коррекции и поводка. Коррекцию начала вводить только недавно, недели 3 назад, и то очень мягко и ненавязчиво. Ему больше и не требуется.
Все очень просто - игры разбавляете пониманием, добавляете чуточку строгости и любите, любите, любите!!!
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!